10 стильных героев артхауса
Джеп Гамбарделла
Тони Сервилло, «Великая красота», 2013
Журналист, пожилой денди, знаток человеческой природы и вечный сибарит. Он старше своего прототипа из «Сладкой жизни» Феллини, поэтому его труднее «раскрутить» на проявления большой страсти. Но любая красавица мечтает оказаться у него дома, где над постелью раздвигается потолок и видны звезды. Гамбарделла предпочитает тонкие белоснежные рубашки, кроме тех случаев, когда у него белый пиджак. Тогда рубашка может быть красной. Пиджаков у Гамбарделлы много, и он меняет их почти так же часто, как любовниц, и так же мало ценит.
Джон Дюпон
Стив Карелл, «Охотник на лис», 2014
Миллиардер Дюпон известен как филантроп, бизнесмен, один из главных поставщиков вооружения для военных сил США и довольно зловещая личность. Но в фильме мы видим его, в основном, в спортивной форме команды по вольной борьбе, которую он создал специально для того, чтобы доказать своей матери: можно разводить не только породистых лошадей, но и олимпийских чемпионов. Сам Дюпон предпочитает, чтобы его считали тренером, и на его толстовке желтыми буквами выведено название команды – «Охотник на лис».
Уильям Тернер
Тимоти Сполл, «Уильям Тернер», 2014
Художник Уильям Тернер одевается как джентльмен, но если присмотреться к его гардеробу, то легко заметить: жилетка у него вечно мятая, белая рубашка далека от свежести только что выстиранного белья, а шейный платок повязан наспех. То же можно сказать о жизни самого Тернера и его любовных связях. Зато временами он видит в воздухе то, чего не способен заметить никто в мире, и тогда он снимает домик, достает краски и пишет картины, равных которым не было и нет. Потому что он – гений.
Льюин Дэвис
Оскар Айзек, «Внутри Льюина Дэвиса», 2013
У музыканта-неудачника Льюина нет ничего, все его имущество – несколько сумок, распиханных по квартирам друзей, и гитара. У него есть только одна смена одежды, которая, впрочем, сразу выдает в нем артиста с претензиями и, быть может, даже с талантом. Стержнем этого гардероба является утепленный пиджак неопределенного цвета. Длинный серый шарф и перчатки с обрезанными пальцами – в таком виде Льюин Дэвис немного похож на бомжа, кроме того, зимой в этой одежде жутко холодно. Но Дэвис уверен в своем таланте и готов поступиться всем, кроме творческих принципов. Хотя его пластинки все равно никто не покупает.
Адам
Том Хиддлстон, «Выживут только любовники», 2013
Вампир живет на Земле уже много столетий и привык к тому, что изящества его собственного тела вполне достаточно и можно носить черный пиджак на черную футболку. Адам, правда, позволяет себе одну маленькую шалость: он всегда оставляет шею открытой, что для вампира очень символично. Сутками Адам сидит у себя в квартирке на задворках Детройта, слушает старые пластинки и сочиняет мрачноватую музыку, где в каждой ноте – воспоминание о встрече с давно умершим гением.
Лукас
Мадс Миккельсен, «Охота», 2012
Внешний вид Лукаса, все эти клетчатые рубашки, воротники которых выглядывают из-под старых свитеров, подчеркивает разницу между ним и его окружением. Все они принадлежат к среднему классу. Но Лукас, воспитатель в детском саду – подлинный интеллигент, и когда его начинают подозревать в педофилии, он становится жертвой своих собратьев по классу, а на поверку – плебеев, мгновенно отбрасывающих покровы цивилизации перед образом врага. Пиджак Лукаса, его прическа, походка – словно из советских хамских анекдотов про «очки нацепил». Но в отличие от героев этих анекдотов, герой Мадса Миккельсена никогда не теряет чувства собственного достоинства – тем более что у него больше ничего и не осталось.
Пьер Паоло Пазолини
Уиллем Дефо, «Пазолини», 2014
Большую часть времени Пазолини в своих очках с толстой оправой снимает кино, дает интервью или пишет. Но когда наступает ночь, он надевает джинсы и короткую кожаную куртку и отправляется в самые грязные и сомнительные места в городе. Там он заводит опасные знакомства, вступает в непристойные связи, дерется с подонками, часами лежит в грязи. В это время он не всемирно известный режиссер, а пожилой извращенец, которого каждый считает своим долгом как следует отделать. Потом наступает утро, и Пазолини снова превращается в гения, а его таинственные приключения находят не менее таинственные отражения в его шедеврах.
Ларри Спортелло
Хоакин Феникс, «Врожденный порок», 2014
Частный детектив, психотерапевт, а если уж быть совсем откровенным, то просто вечно укуренный хиппи, Ларри уже сам не знает, кого он хочет найти. Кроме того, у него есть серьезные подозрения, что его расследование – это просто цепочка галлюцинаций, в которой сплетены его страхи, надежды и эротические фантазии. Но это не мешает Ларри всегда выглядеть исключительно живописно – чего стоят одни его бакенбарды. А уж когда Ларри хочет выглядеть прилично и надевает ужасный, песочного цвета костюм, красавицы всего Лос-Анджелеса послушно ложатся штабелями под ноги к писаному красавцу. Хотя, возможно, это ему опять лишь мерещится.
Водитель
Райан Гослинг, «Драйв», 2011
Обычная спортивная куртка, джинсы, темные очки. Но, возможно, никто и никогда не сыграл преступника настолько правдоподобно, как это сделал Гослинг в «Драйве». Стальной взгляд, минимум слов, спокойная походка – но сразу понятно, что в любой момент эта неподвижность уступает место бешеному, агрессивному действию, где жертв и крови будет много, а улик почти не останется. Этот безымянный человек очень опасен, а его реакция не оставляет жертвам шансов. Хотя у него есть и слабые места, о чем зритель узнает довольно скоро.
Мсье Дерьмо
Дени Лаван, «Корпорация «Святые моторы», 2011
Назвать главного героя Дерьмом можно лишь потому, что в этом образе он за несколько лет до фильма «Корпорация «Святые моторы» появился в альманахе «Токио!» Истинного имени этого человека мы так и не узнаем, зато играющий его Дени Лаван многое сообщает нам о человеческой природе. Его герой перемещается по городу в огромном лимузине, участвуя в странных ролевых играх. Он не то миллиардер с причудами, не то раб чьей-то злой прихоти, не то абстрактная метафора, придуманная гениальным режиссером Леосом Караксом. Этот персонаж предстает то респектабельным джентльменом, то умирающим крестным отцом мафии, то мелким гангстером-убийцей, то ниндзя с особо извращенным эротическим вкусом, то героем мюзикла или главой семьи обезьян. Он везде к месту, потому что между маской и человеком нет большой разницы.
Фото: A-One Films, Парадиз, Каравелла DDC, Русский репортаж, UPI