Монашеские четки Давида Шанидзе
Эти четки очень потертые и старые. Я не представляю, сколько им лет, и не знаю, из какого они дерева. Когда берешь их в руки, возникает такое чувство, будто ощущаешь еще и тепло рук тех людей, которые очень давно их держали. В магазинах я таких не видел, хотя думаю, что сейчас все что угодно можно найти. Даже если они и не обладают той древностью, на которую притязают, для меня это не так важно. Мы сами наделяем предметы смыслом или его отсутствием. Так что дело не в том, что это за вещь, сколько ей лет и как она выглядит – важнее то, что она значит лично для тебя.
Свою любовь к путешествиям я открыл в 17 лет. Для этого мне достаточно было просто выехать заграницу. Это сразу же превратилось в зависимость особого рода – как стремление к чему-то новому и неизведанному. Где-то прочитал отличное сравнение: «Не путешествовать – это то же самое, что не читать дальше первой страницы интересной книги». Я сразу осознал, что хочу и обучение закончить за рубежом, и выбираться из Москвы как можно чаще, хотя желания покинуть столицу навсегда у меня пока не возникало. С тех пор путешествия для меня – это наглядный пример эскапизма, которому я весьма подвержен. Я побывал практически в каждой стране Европы, изведал почти всю Азию, добрался до Камчатки и провел незабываемое время в Южной Америке. По красоте мало что может сравниться с Исландией, а по колориту – с Индией (несмотря на все ее недостатки). Я часто путешествую один, привожу таким образом свои мысли в порядок. И никогда не возвращаюсь из поездок прежним – во мне всегда что-то обязательно меняется, пусть и незначительно.
Давид Шанидзе в Гималаях
Четки достались мне во время моего трека по Гималаям. Я проходил кору (ритуальный обход святынь по часовой стрелке – прим. ред.) вокруг одного из древнейших монастырей Тибета возле священной горы Кайлас. Говорят, что на основном перевале находится Топор Кармы, который отсекает все, что было в прошлом, и дает силы двигаться в будущее. Но я в этом плане не зацикливаюсь на таких вещах, и не думал, что иду туда с какой-то особенной целью. Я вообще в путешествиях не преследую каких-то целей. Поэтому и этот поход был просто возможностью побыть наедине с собой, насладиться местной природой, испытать свои физические способности и вырваться из привычной обыденности. Он длился больше трех недель и в конечном счете значительно изменил мое мировоззрение, хотя такой задачи я перед собой не ставил. И никому не советую.
В какой-то момент меня остановил местный монах и начал расспрашивать о том, откуда я, зачем приехал и куда собираюсь двигаться дальше. Мы разговорились, так как мне и самому хотелось побольше узнать о его жизни вдалеке от суеты и цивилизации. На вид ему было лет 60. Он никогда не выбирался за пределы границ Тибета и при этом многое знал о мире. Рассказал, что узнает все от путешественников. И зачастую слышит абсолютно противоположные вещи об одном и том же предмете или об одной и той же теме. Каждый его день проходит одинаково и по расписанию. Но мысли у него всегда разные. И он сам их выбирает, наслаждаясь каждым моментом этого выбора. От него я услышал фразу, принадлежащую не ему, конечно: The Kingdom of Heaven is not a place but a state of mind («Царство Небесное – не место, а состояние души» – прим. ред.).
Не могу сказать, что это был диалог, наделивший меня какой-то особой мудростью – скорее, просто разговор разных по духу людей. На прощание монах попросил меня оставить ему что-то на память и взамен предложил эти четки, которые ему достались от отца. Со свой стороны я смог предложить лишь шапку, в которой прошагал не один километр. С тех пор я беру эти четки с собой в каждое путешествие. Они для меня как символ чего-то нового в чем-то старом и знакомом. Они напоминают мне о том, что делиться можно и нужно всем, даже если вы к этой вещи привязались. С того момента я не могу сказать ни об одном предмете, что мне его «жалко». Также я часто использую их, когда мне нужно побыть наедине с собой и поразмыслить над докучающими вопросами. Это хороший способ простой медитации без особого погружения в себя. Мне дорог этот предмет, но я готов поделиться им с любым человеком, который считает, что это изменит его жизнь к лучшему.