Уровень информации допустимый
Книга начинается прологом издателя c заголовком «Почему все остальные книги о Бэнкси – говно». «Они скучные. Уж поверьте мне. Я их не читал. Но достаточно просто взглянуть на них, – предупреждает короткий абзац. – Поэтому, если и покупать книгу, делающую деньги на Бэнкси, купите эту». Категоричное заявление, предваряющее исследование феномена самого популярного уличного художника последних двадцати лет, здесь выглядит попыткой соответствовать скандальному статусу героя, а никак не убедительным аргументом в пользу массивного издания с плотной матовой обложкой и длинным многообещающим названием, отпечатанным объемными глянцевыми буквами.
Книга, выпущенная «Бомборой», нон-фикшн подразделением «Эксмо» в 2018 году, была издана в 2012-м независимым британским издательством Carpet Bombing Culture. Оно специализируется на книгах о субкультурах и отдельных ее представителях и своей сильной стороной называет субъективных взгляд на каждую тему. «Banksy. Уровень угрозы допустимый. Если нет, вы скоро об этом узнаете» подготовлена без участия художника и написана Патриком Поттером, автором многих книг издательства. В небольших статьях он рассказывает обо всем, что в той или иной степени имеет отношение к Бэнкси: о возникновении граффити в Англии и предпосылках к этому, о вандализме, столкновениях с полицией и огромном количестве камер видеонаблюдения на улицах. Тотальная слежка, по мнению Поттера, в большей степени предопределила стиль Бэнкси, поскольку тот часто использует трафареты для быстрого нанесения рисунков.
Автор пытается проанализировать причину фантастического успеха художника, объяснить значение крыс, оружия или детей в его работах, их смысл, места появления и высокую стоимость на аукционах.
Он приводит известные факты, вроде противостояния Бэнкси и Серого Призрака (Фред Радтке по прозвищу Серый Призрак – активист из Нового Орлеана, закрашивавший серой краской все граффити в городе, который в тот момент восстанавливался после урагана «Катрина». – Прим. авт.) или спора с уличным художником Кингом Роббо, и вместе с тем пытается отгадать ответы на популярные вопросы: сам ли Бэнкси наносит свои работы, и кто он вообще такой. Книга издана достаточно давно (английское переиздание 2014 года пополнело на двадцать страниц. – Прим. авт.), в начале 2010-х еще не заявляли с большой уверенностью о том, что под этим именем может рисовать участник Massive Attack Роберт Дель Ная, но автор утверждает, что художник был хорошо знаком с группой, и вообще все в Бристоле знают, кто такой Бэнкси, просто не говорят об этом вслух.
Поттер пишет так, будто рассказывает обо всем, что знает (и чего не знает точно) сам, случайному собеседнику в пабе. Порою перескакивает с темы на тему, в паузах вспоминает какие-то байки про Бэнкси и периодически вскользь упоминает события, плохо известные широкому кругу читателей или неизвестные вовсе, – например, протестные движения в Англии в 90-х или премьеру «Выхода» (так упоминается культовый фильм «Выход через сувенирную лавку», в 2010 году снятый Бэнкси. – Прим. авт.). Хотя в книге не раз делается допущение, что она, в том числе, и для тех, кто прежде не слышал о художнике (вероятно, в начале 2010-х такое можно было представить), которого сегодня знает весь мир. Такой формат годен для субъективных рассуждений, однако дословный перевод и недостаточная художественная редактура, которая в данном случае точно не была бы лишней, делают многие тексты откровенно трудными для восприятия.
Компенсацией слабым текстам в данном случае являются хорошее оформление (шрифты, дизайн и плотная бумага) и огромная подборка фотографий. Работы в Бристоле, Лондоне, Лос-Анджелесе, Новом Орлеане, Палестине, отражающие отношение Бэнкси к политике, войне, правительству, тотальному контролю и отдельным проблемам общества – от глобального потепления до избыточного потребления – показывают, как менялись художник и его творчество до момента отправки книги в печать. К сожалению, не всегда фотографии соответствуют тексту на соседней странице и вообще не имеют подписей с указанием локации и даты работы. Но, похоже, так авторы страхуются от ошибки – они неоднократно повторяют, что Бэнкси не имеет к изданию никакого отношения, и говорить со стопроцентной уверенностью о его причастности к неподписанным работам нельзя. Но не будем критичны: в контексте этой истории недостаток информации – обычное дело, да и, очевидно, иллюстрации здесь важнее слов.
Фото: Be Handsome, PR
Читайте также рецензию на книгу «Планета Banksy. Художник, его работы и последователи»