Дело мастера
Творческое начало и образование
Ремесленничество сочетает в себе творчество и мастерство. Творчеством в той или иной степени занимаются все – как хобби, но когда решаешь связать его со своим ремеслом, необходимы профессиональные навыки. Хорошо, если готов потратить время – от двух месяцев до нескольких лет – на профильное образование, это никогда нелишне, хотя и не обязательно. Здесь все зависит от желания и способностей человека, и всему можно учиться самому: смотреть вебинары, видео на YouTube. Есть ролики, где показывают, как производятся брендовые вещи, и можно подметить интересные детали, или ходить на мастер-классы, где тренер расскажет и покажет, как нужно. Тем более, если хочешь заниматься кожей – в этой сфере не так много профильных заведений и мастеров, которые преподают практику.
Когда я больше десяти лет назад начинал заниматься этим ремеслом, то пошел стажироваться в одно из лучших ателье. Мои знакомые в то время уже производили изделия очень высокого уровня: куртки, брюки, плащи, и я понял, что мне нужно научиться делать то же самое. Это ателье и стало моим институтом. Мастерство, технологии можно наработать со временем, а вот с дизайном сложнее – либо есть предрасположенность к этому, вкус, видение пропорций, либо нет. Хотя если человек выбирает для себя путь ремесленника, то, скорее всего, в душе он не просто мастер, но еще и дизайнер. Ремесленничество ведь подразумевает поиск чего-то нового. Можно обращать внимание на аналоги конкурентов и друзей, но всегда есть тяга к чему-то оригинальному, своему. Высший пилотаж – это когда смотрят на вещь и сразу понимают, кто ее создал.
Где взять материалы
Каждый сам выбирает, с каким материалом ему работать. Кому-то нравится дерево, кому-то – металл или стекло, в моем случае это кожа. Чаще всего такие вещи проявляются в детстве: ведь все что-то клеили, строили, лепили. Сейчас появилась масса профильных магазинов. Например, в сфере пошива кожи в Москве с десяток точек, где можно выбрать кожу разного цвета, фактуры, толщины. Иногда за материалами даже ездят за границу. Как известные дизайнеры закупают ткани в других странах, так и ремесленники едут туда за кожей. Лучшая – итальянского производства. Некоторые пытаются выделывать кожу самостоятельно, но, сколько раз я с таким ни сталкивался, она продолжает пахнуть и сложна в работе. Сейчас можно найти кожу на любой вкус – хоть мебельную, хоть автомобильную, из которой можно делать те же куртки.
В кожаных изделиях также очень важна качественная фурнитура: она должна украшать, а не удешевлять изделие. Для меня лично, если на изделии пластиковая молния, – это показатель качества ниже среднего. Как правило, на хороших изделиях стоит металлическая фурнитура. Я использую шлифованные молнии европейских производителей – из Швейцарии, Италии. Они дорогие, но придают статус кожаной вещи. А это, как ни крути, мое лицо и репутация.
Какие инструменты необходимы
Инструменты должны быть хорошие, и их должно быть много. Это позволяет сделать изделие более высокого качества и, возможно, сократить время изготовления. Основным инструментом моей работы является нож. Нож, линейка – вещи, без которых мне не обойтись. Далее по списку идут молоток, краски, иголки. В моей мастерской используется не только ручное производство – у меня стоят и машины для кожи. Как обычная для сшивания, так и специальная для спуска кожи – то есть позволяющая сделать ее тоньше по краю. Кожа бывает от 1 до 5 мм толщиной. Как правило, толстую мы используем для производства ремней. А на специальных машинах ее можно сделать тонкой, срезав по толщине. Если не хватает своего оборудования, то можно отдать эту часть работы на субподряд – в Москве есть с десяток контор, которые имеют все необходимые машины, и многие из них либо предоставляют их в аренду, либо берут какую-то плату за обработку заготовленных деталей. Также мы делаем оснастку из металла – нержавейки, латуни, титана – например, для разметки отверстий для ремней. Это облегчает жизнь, чтобы правильно выкроить деталь, чтобы углы были симметричными.
Как выбрать свою мастерскую
Здесь все индивидуально. В какой-то момент я понял, что дома не могу работать – слишком много вещей отвлекает: звонки, гости. Лучше трудиться отдельно от дома. Это может быть небольшая комната в творческом кластере или каком-нибудь полуподвальном помещении. Пространство площадью от 15 м², где можно поставить раскроечный стол и швейную машинку, разложить верстак с инструментами. На первом этапе этого будет достаточно, потому что люди, которые занимаются кожей, начинают с мелких вещей – визитниц, кардхолдеров, кошельков, и для этого необязательно иметь большой стол. Однако если мы говорим о коже, то шкуры продаются как минимум полутораметровые, и для того, чтобы их разложить и правильно раскроить, увидеть пороки, которые надо обойти, нужен хороший стол. Помимо этого в мастерской очень важно освещение. Чем больше света, тем лучше вы будете видеть и свои недочеты, и недостатки материалов. Такая мастерская в творческом кластере может стоить от 1000 до 2500 руб. в месяц за 1 м². В некоторых местах вроде бывших промзон или заброшенных заводов помещения можно снять еще дешевле.
Нужно смотреть в будущее и рассматривать свою мастерскую как симбиоз мастерской и шоурума. Хорошо, если это будут два отдельных помещения, потому что рабочее место ремесленника не всегда приглядно выглядит для клиента. С другой стороны, это может быть и общее пространство, если мастер аккуратен в работе и у него все разложено по полочкам – для многих важно увидеть, как все делается, что есть хорошее оборудование и красивый инструмент. Неплохо, если будет дополнительное пространство для встречи с клиентами, где можно сесть, поговорить и приготовить кофе.
Разработка и эксперименты
Работа ремесленника не стесняет ни в каких фантазиях и поисках себя. Всегда нужно пытаться изобретать что-то новое. Не всякий раз это удается, но, когда получается, результат приносит ни с чем не сравнимое удовольствие. Даже уже имея большой опыт, я часто, создавая новое изделие, вначале экспериментирую, делаю макет, прорабатываю какие-то детали и узлы. Когда шьешь вещь по индивидуальному заказу, всегда хочется сделать что-то новое, поэтому берешь куски кожи и экспериментируешь, ищешь технологические фишки. Потому что дизайн прорабатывается на листе бумаги с карандашом, а технология – только экспериментами с материалами, узлами, последовательностью работы. В основе всего лежит конструирование. Здесь необходимы остро отточенный карандаш, неторопливая разметка, педантичность и аккуратность. Лекала – это основа вещи. Потом их можно переделать, если вещь получилась не той формы или размера. Но если сделать несимметричные лекала, допустить погрешности и неровные линии, то и само изделие красивым не получится – ведь вся красота начинается на бумаге.
Минимальный ассортимент
Количество продукции, необходимой для старта, зависит от того, с какими материалами работаешь. Я знаю бренды, которые продают один продукт – одну вещь, правильно вычисленную, нужную всем. В случае с кожаным производством это может быть один рюкзак или один кошелек. Одно хорошее изделие может вас кормить и радовать. Но, как правило, люди пытаются делать больше. Моя линейка включает большую и среднюю сумки, сумку-планшет, кошелек-портмоне и ремень. Для начала достаточно две-три модели. Если хочешь сделать коллекцию – замечательно! Это может быть десяток мелких вещей – визитницы, ключницы, кардхолдеры, чехол для очков. То есть мелкие вещи, на которые всегда есть спрос.
Продвижение продукта
Любое изделие нужно донести до потребителя и, в конечном счете, продать. При помощи интернета и соцсетей есть возможность быстро рассказать о себе или своем товаре. Можно выкладывать то, что делаешь, в Фейсбук, ВКонтакте и Инстаграм в расчете на обратную связь. Здесь все зависит от коммуникабельности, от того, насколько нравится сам процесс общения и, конечно, от количества подписчиков. Если нет собственного сайта, можно в качестве витрины использовать профильные сообщества – Livemaster, Pinterest или Etsy, где ремесленники могут выкладывать фотографии своих изделий, чтобы искать покупателей. Последние два – международные площадки, и с уникальным продуктом есть шанс выйти на зарубежный рынок.
Сейчас handmade очень популярен во всем мире. У нас до недавнего времени считалось, что handmade – это что-то, сделанное на коленке, а во всем мире такие вещи очень ценятся. В России стали появляться мастера высокого уровня, которые могут составить конкуренцию своим европейским и американским коллегам. Сейчас в стране интерес к вещам ручной работы растет с каждым годом – люди стали покупать вещи российских дизайнеров, понимая, что «Сделано в России» – не означает плохое качество.
Для ремесленника умение себя рекламировать жизненно необходимо, нужно делать все возможное для того, чтобы люди о вас узнали. Много продаж происходит через социальные сети. У меня лично есть свои страницы во всех соцсетях. Правда, я никогда активно не занимался рекламой – в моем случае сработало сарафанное радио и участие в дизайнерских маркетах. Но сейчас осваиваю продвижение в соцсетях и трачу на это небольшой бюджет – от 600 до 1500 руб. в неделю.
Как продавать свой товар
В плане продаж мой опыт непоказателен, потому что у меня индивидуальный пошив непосредственно для заказчика. Хотя иногда участвую в дизайн-маркетах, где распродаю готовые изделия – ремни, кошельки. Как правило, магазины редко выкупают вещи, чаще берут на реализацию, а это долгие деньги. Вдобавок они ставят минимум 100% накрутки, и для того, чтобы цены были более-менее конкурентоспособными, приходится снижать свою стоимость. Поэтому я решил, что нужно развивать собственную розницу – самостоятельно заниматься рекламой и, учитывая доступность соцсетей, продавать через них.
Также ремесленнику приходится осваивать смежные профессии, чтобы не раздувать штат сотрудников. Например, профессию фотографа, потому что свои изделия нужно фотографировать. Хорошая фотография – это контент, который будет привлекать людей. Некачественно снятая вещь – это плохая реклама. А ведь можно делать простые вещи, но снимать их очень вкусно.
Помимо этого, также нужно быть еще и менеджером – общаться с покупателями, блогерами, шоурумами, магазинами. Коллаборации с другими ремесленниками тоже работают на вас. Я часто сотрудничаю с дизайнерами, которые делают одежду. Они используют мои кожаные аксессуары, для того чтобы дополнить свою коллекцию. Получается либо совместный лукбук, либо модный показ, потому что не все дизайнеры, которые занимаются тканями, могут позволить себе отшивать кожаные сумки. Им проще взять их у меня один раз для показа и потом указать мою фамилию в пресс-релизе.
Сколько денег нужно для старта
Деньги нужны только для того, чтобы купить минимальный набор инструментов и материалы, из которых можно что-то сделать. Я не советую залезать в долги, брать кредиты и искать инвесторов, прежде чем сделаете что-то своими руками. В моем случае это хороший нож с острым лезвием, макетный коврик, бумага, карандаш, пробойники, нитки, иглы. На все это нужно не так много средств.
Приносит ли эта работа большие деньги? Я против того, чтобы художник был голодным, а ремесленник жил впроголодь. В начале своей карьеры я работал в ателье и в течение первых полутора лет зарабатывал очень мало, но все же это была зарплата. Это не был путь ремесленника, который ушел с работы и сел в мастерской что-то делать. Все зависит от вас, вашего окружения, друзей – готовы ли они помочь и рассказать о вас, прорекламировать, привести заказчиков. Что касается ремесла – это путь мастера, который нужно преодолеть. И все время надо продолжать обучение. На какой бы уровень ни вышел, нужно отдавать себе отчет, что ты все время учишься. Нет смысла вариться в собственном соку.
Подход к работе и философия ремесленничества
Можно ли относиться к этой работе как к хобби, или для того, чтобы рассчитывать на успех, нужно вкалывать с 8 утра и до 10 вечера? По этому поводу есть разные мнения. Многие говорят, что деньги нужно зарабатывать легко, не тратя на это все свое время. Я согласен с тем, что не стоит ударяться в крайности – всегда нужно искать золотую середину, оставляя время на личную жизнь. Но с другой стороны, если настроен добиться в ремесле результатов, то надо с головой погрузиться в процесс.
Нужно понимать, что ответственность и пунктуальность в работе очень важны. Если назначаете срок выполнения заказа, то нужно в него уложиться. Не всегда следует торопиться, чтобы в ущерб качеству выполнить заказ, нужно рассчитывать свои силы, чтобы клиент получил изделие в срок и надлежащего качества. Это работа на репутацию – а это самое ценное, что может быть у ремесленника.
Фото: Павел Кондратьев