5 лиц Джокера
В этом году состоялась мировая премьера фильма «Джокер» Тодда Филлипса с Хоакином Фениксом в главной роли. Это уже пятый кинообраз знаменитого злодея DC за последние пятьдесят с лишним лет, и каждый из них получился настолько ярким и оригинальным, что, чего уж тут скрывать, затмевал собой главных героев. Но в этот раз антипод Бэтмена, который всегда оставался на втором плане, стал героем собственной истории. Мы вспомнили все образы Джокера, которые были воплощены на экране, а также проанализировали их внешний вид и внутренний мир.
Цезарь Ромеро – самый добрый
Первый экранный Джокер был похож на утрированную картинку из комиксов. Американский актер Цезарь Ромеро, игравший до Джокера лишь героев-любовников в голливудских фильмах 30-50-х годов, не сильно проникся своей ролью, для которой даже отказался сбривать усы (неизменный атрибут его предыдущих амплуа) – их можно заметить под неплотным гримом. С лицом добряка, гипертрофированным смехом, театральными шутками и ужимками, которые не могли напугать детей даже полвека назад, его внешний вид повторяет классический образ злодея из самых первых комиксов 1940 года, которые уже мало кто помнит.
Складывается ощущение, что одежду ему подбирали из того, что было под рукой. Ярко-розовый костюм-тройка, странного салатного цвета парик, не сочетающийся с зеленой рубашкой, черный бант, завязанный по принципу «чтоб был», чисто условный грим… Но, справедливости ради, здесь нужно сделать скидку на ретро-формат фильма, который ставил своей целью лишь развлечь, а не напугать неискушенных современными экранизациями вселенной DC юных зрителей.
«Бэтмен» (1966), реж. Лесли Х. Мартинсон
Джек Николсон – самый стильный
Джеку Николсону было не впервой играть психопатов (вспомнить хотя бы «Сияние») и, надо признать, сделал он это весьма убедительно. Его образ Джокера получился живым и гармоничным, чему немало поспособствовала хорошо прописанная история персонажа. В ходе перестрелки на химическом заводе лицо будущего антигероя становится изуродованным из-за срикошетившей пули, а после падения в чан с зелеными химикатами он получает белый цвет кожи и изумрудные волосы, также он вынужден носить перчатки из-за того, что яд разъел его кожу на руках. Все это буквально привело к тому, что бывший мафиози Джек Напьер сходит с ума, превратившись в психопата Джокера с застывшей гримасой улыбки на лице, безудержным смехом и желанием мстить всему человечеству.
Его внешний вид далек от канона, но это пошло ему только на пользу, сделав образ злодея одним из самых ярких и запоминающихся. Это уже не банальный костюм-тройка: фиолетовый сюртук, синий жилет и брюки в клетку надеты с оранжевой рубашкой, их дополняют голубой шелковый бант и лиловые замшевые перчатки, трость и широкополая шляпа в тон – все детали и оттенки подобраны безупречно, складываясь в единый образ безумного франта, который за красивой одеждой хочет скрыть свое уродство.
«Бэтмен» (1989), реж. Тим Бертон
Хит Леджер – самый реалистичный
Когда фанаты увидели первые кадры из «Темного рыцаря», они были в ярости от образа Джокера, который, казалось, растоптал и вытер ноги об их канон. Но все поменяли свое мнение после выхода фильма. Хиту Леджеру удалось создать настолько реалистичный и целостный образ антигероя, что он до сих пор считается одним из лучших воплощений злодея на экране. Неряшливый грим, нанесенный прямо поверх улыбки Глазго, создает поистине жуткое зрелище. В фильме отсутствует предыстория появления у Джокера его ран, он сам лишь намекает, что они появились после издевательств его отца или же были нанесены им лично, так как его бывшая жена хотела, чтобы он больше улыбался. Анархист и социопат, безумный гений, который ненавидит человечество за его пороки, при этом прекрасно осознает свои действия. Он сеет хаос, но не ради личного обогащения или власти, а попросту потому, что это весело.
В образе этого Джокера не осталось ни следа от лоска его предшественника. Грязный фиолетовый плащ и перчатки, зеленый жилет как дать традиции, современный галстук вместо банта и стоптанные ботинки. Его грим смотрится точно так же, как выглядел бы в реальной жизни – размазанный и потекший, а спутанные, плохо прокрашенные волосы наталкивают на мысль, что и их он красил самостоятельно. По большому счету, Джокеру Хита Леджера плевать, как он выглядит, его грим – лишь способ самовыражения, чтобы отличаться от других, а под маской он не скрывает свои истинные цели в отличие от лицемерных представителей закона.
«Темный рыцарь» (2008), реж. Кристофер Нолан
Джаред Лето – самый безумный
После высоко поднятой звездными предшественниками планки мало кто верил, что красавчику Джареду Лето удастся не затеряться среди первых Джокеров, к тому же с учетом небольшого экранного времени второстепенного персонажа. Актер хотел сыграть Джокера, который не был бы похож на остальных, и у него получилось создать собственный уникальный образ, надолго врезающийся в память. Если у предыдущих Джокеров в глазах прослеживался здравый смысл, то при взгляде на этого можно не сомневаться, что перед вами неизлечимый психопат, что только подтверждается сценами из психбольницы.
Образ получился действительно жутким: агрессивный мейк в стиле Мэрилина Мэнсона, на лбу красуется надпись damaged – «поврежденный», полное отсутствие бровей, металлические передние зубы взамен выбитых Бэтменом, вечно хмурое лицо, а пресловутая улыбка – в виде татуировки на руке. Вместо фиолетового пиджака – плащ из рептилии, надетый поверх голого торса, сплошь разукрашенного татуировками, зеленые волосы забриолинены в идеальную укладку. В фильме не было времени на раскрытие характера антигероя, но его экстравагантно-агрессивный внешний вид и за 10 минут эпизодических кадров затмил своей харизмой главных героев «Отряда».
«Отряд самоубийц» (2016), реж. Дэвид Эйер
Хоакин Феникс – самый трагичный
Джокер Хоакина Феникса заметно отличается от канонического, очевидно, после нескольких прошлых ярких образов создатели хотели чем-то выделить его среди других. В течение всего фильма зритель наблюдает, как клоун-неудачник с психическими расстройствами, в частности, неконтролируемым смехом из-за синдрома Туретта, под гнетом жизненных трудностей постепенно окончательно сходит с ума, превращаясь в циничного и бесчувственного злодея.
Клоун в его образе доминирует над Джокером. Клоунский раскрас с голубыми глазами, улыбкой до ушей, размазанной собственной кровью, и красным носом – грубый, неаккуратный грим на его лице выдает, что он знает, что рисовать, но уже не владеет своими руками. Красный костюм, желтая жилетка, зеленая рубашка и двухцветные ботинки – здесь тоже больше от клоуна, чем от Джокера с его традиционно фиолетовыми оттенками в одежде. Поначалу герой Хоакина Феникса носит гипертрофированный зеленый клоунский парик, все еще проводя грань между настоящей сущностью и Джокером, но затем перекрашивает волосы в зеленый цвет, полностью сливаясь со своим темным альтер эго.
«Джокер» (2019), реж. Тодд Филлипс
Здесь можно прочесть про коллекцию кроссовок Converse в честь 80-летнего юбилея Бэтмена и часы RJ, посвященные Джокеру.
Фото: 20th Century Fox, PolyGram Filmed Entertainment, Warner Bros. Pictures