10 советов тем, кто хочет создать модный бренд
Обязательные знания и умения
Первое, без чего не обойтись при создании собственного бренда – это бешеное трудолюбие. При этом очень полезно иметь достойное профильное образование, так как даже в самом безудержном творчестве всегда видно хорошую школу. Мы, например, учились в СПбГХПА им. А. Л. Штиглица (бывшее Мухинское училище), где царит абсолютно творческая атмосфера. Учиться все равно придется постоянно, но одним достаточно будет курсов кройки и шитья, а другим ничто не поможет. Также важно уметь общаться с людьми и быть хорошим организатором, но лучше всего с самого начала работать в команде и разделять обязанности. Если целью создания бренда делать только прибыль, то, скорее всего, у вас ничего не получится, так как в любом творчестве деньги должны быть следствием, а не причиной.
Поиск вдохновения
Постоянно нужно смотреть на то, что происходит вокруг вас, что делают коллеги и конкуренты. Главное – смотреть на уровень выше, а не наоборот. Голова у дизайнера всегда должна работать, обдумывать увиденное: будь то природа, архитектура, коллекции грядущего сезона или красивый фильм, а порой и новая музыка, которая рождает в сознании сложные образы. Копировать можно, пока учитесь, чтобы лучше понимать пропорции и осваивать приемы, пока ищете себя, как художника. Нам, например, не нравится все это розовое, голубое, приталенное, со стразами, поэтому мы производим монохромные мужские коллекции. Здесь неважно, что именно делать, главное – то, что любите.
Выбор между масс-маркетом и эксклюзивом
Количеством масс-маркет все равно не победить, поэтому лучше повышать качество и делать вещи с душой, которые и служить будут дольше, и приносить больше удовольствия. Мы стараемся держаться посередине, создавая нестандартные вещи, но удерживая цены на доступном уровне. Главное – адекватно оценивать свой труд с точки зрения рынка, а не с той, что нечем платить за квартиру или через месяц неплохо было бы рвануть на Бали. Если свои вещи отшивать миллионными тиражами в Китае, то цена будет ниже, а если шить по три единицы каждого изделия – то выше. На начальном этапе лучше держать цены чуть выше масс-маркета, делая небольшие партии интересных вещей.
Деньги для старта и спонсоры
Как показывает опыт, лучше, чтобы был стартовый капитал и ответственные люди за спиной дизайнера, которые умеют делать бизнес, находя компромисс между творчеством и заработком. Но это не обязательное условие, можно и с нуля, своими силами, медленно, но верно подниматься в гору, в полной мере прочувствовав все невзгоды и радости первых успехов и признания. У всех разное представление о стартовом капитале: в самом начале его вообще может не быть, и тогда придется выбирать между ужином или материалами для коллекции. Если за спиной нет стабильной финансовой поддержки, то надо быть готовым вложить в дело все, что есть, а иногда даже больше. Потому что нужно постоянно модернизировать свое производство, докупать оборудование, подбирать более дорогие материалы и улучшать качество.
Разделение обязанностей
С первых дней работы нужно четко разделять обязанности и распределять собственное время. Самим нужно делать только то, что умеете. В противном случае лучше вообще не делать – дороже выйдет. Дизайнер должен разрабатывать новые вещи в команде с конструктором и технологом, а продавец – заниматься реализацией, иначе ни в одной из областей ничего не получится. Как и в любом деле, по мере развития бренда появляется огромное количество смежных направлений: администрирование, аренда, бухгалтерия и сертификация, поиск новых сотрудников на производство и партнеров – то, в чем дизайнеру даже при большом желании без помощи не обойтись. При этом новых сотрудников нужно набирать не когда самим лень делать работу, а когда вы уже третий месяц без сна и отдыха и все равно ничего не успеваете.
Выбор материалов
Материалы – это самая большая проблема модельера, особенно, если речь идет о мужской одежде. К сожалению, ассортимент отечественных тканей невелик, а качество нестабильно. Нужно непрерывно искать новых поставщиков, сотрудничать как с мелкооптовыми складами тканей, закупающими стоки европейских фабрик, так и с поставщиками индийских, турецких и китайских материалов. Самое сложное – найти достойный по качеству и интересный по фактуре материал, без цветочков и блеска, потому что в целом на рынке превалирует дамский ассортимент.
Особенности производства
Образец модели можно придумать и проработать самостоятельно, а потом передать в производство, где уже сделают градацию по размерам и отошьют необходимое количество. Определяющий фактор в выборе страны производства – это тираж изделия. Китай работает с километрами ткани на один артикул, в России же можно договориться от пяти единиц на размер, но и цены несопоставимы. Качество всегда зависит от того, кто контролирует и принимает работу. При сотрудничестве с китайскими фабриками всегда важно уточнять все параметры материалов, которые запускаются в пошив, не только поверхностную плотность, но и количество нитей по утку и основе на квадратный сантиметр, иначе можно получить строгую рубашку из марлевки. А на этапе разработки конструкции – не потерять вытачки и длину рукавов и изделия в целом, например, в силу анатомических различий потребителя. При организации собственного производства важно рассчитывать свои силы, потому что, нанимая людей на работу, нужно обеспечивать их регулярной нагрузкой.
Выпуск первых коллекций
Можно начинать с нескольких вещей или создать хотя бы одну полноценную коллекцию – не обязательно большую, но продуманную – и посмотреть, появится ли у нее свой потребитель. Запускать в тираж лучше небольшие партии, когда уже есть хотя бы минимальное понимание процесса выпуска коллекций и дальнейшая их реализация. Работать в стол никому не интересно – если нет отдачи, то запал проходит очень быстро. Но если есть сомнения, то даже при наличии спонсора не стоит запускать большие тиражи.
Участие в модных показах
Участие в показах сегодня – не более чем дорогой инфоповод, не несущий за собой ровным счетом ничего, кроме огромных затрат. Раньше показы мод проводились для того, чтобы представить клиентам и байерам новые коллекции, получить заказы. Сейчас же на показы собираются модные и околомодные персонажи, чтобы покрасоваться друг перед другом, а байеров в России вообще нет. Если есть свободный бюджет в несколько десятков тысяч евро, то можно потешить самолюбие на европейских неделях моды, чтобы потом было о чем написать в биографии, и выкладывать фотографии с одного и того же мероприятия. Но если и принимать участие в модных показах, то лучше заграницей – затраты ненамного больше, а инфоповод в сто крат круче.
Работа и ответственность
Первые годы придется попотеть независимо от того, будет у вас модная империя или небольшое ателье по индивидуальному пошиву. С самого начала нужно понимать, что вкалывать придется много, очень много, но делать это нужно с удовольствием! Как и в любой другой сфере, если хотите добиться качественного результата, нужно выкладываться на полную и от души. А в личном бизнесе еще и ответственность выше! Нужно регулярно выпускать качественный продукт, придерживаться своего стиля и продолжать развиваться. Делать то, что умеете хорошо делать, а не то, что модно и носят все вокруг. Нам кажется, что о Bera Group до сих пор мало кто знает, мы же затворники в модной среде. Но если ваш продукт купили – работайте дальше. И о вас узнают – со спонсором, правда, быстрее. А если ничего не купили, так может и хорошо, что никто о вас не слышал. Во всяком случае, мы иногда думаем, что хорошо, что наши первые коллекции прошли незаметно… Если не пытаться охватить сразу все направления в погоне за мгновенным успехом, то клиенты сами вас найдут – именно те, которым близок ваш стиль и дух.
Фото: Bera Group