Советские «Жигули» Ханнеса Штокмана
Я с детства люблю машины, но больше всего машины с историей – олдтаймеры и янгтаймеры одинаково. Свой первый ретро-автомобиль – Mercedes 1970 года – я купил в Германии в 2012-м. Но в то время я уже жил и работал в России, и были грустные ощущения – у меня вроде бы есть машина, но я не могу на ней прокатиться или поехать на встречу. Так появилось желание приобрести советский автомобиль, на котором я мог бы ездить в Москве. Поскольку его покупка была связана с определенными расходами на ремонт и гараж, а бюджет у меня был ограничен, изначально было ясно, что это будет не «Победа» или «Волга», а, скорее всего, «Москвич» или «Жигули». Я начал присматриваться и довольно быстро понял, что хочу ВАЗ-2103. Знакомые – а к тому моменту я подружился в соцсетях со многими людьми из России, разделявшими мое хобби, – очень помогли мне с поиском и покупкой. И в июле 2015 года у меня появились «Жигули» цвета «коррида» 1975 года выпуска с пробегом 61 500 км. Состояние у моей «трешки» было неидеальное, но, что гораздо важнее, у нее все было родное, включая покраску. Пришлось поработать над подвеской, в этом мне помогли друзья из мастерской ретро-автомобилей журнала «Авторевю».
ВАЗ-2103
Для меня «трешка» – самая красивая из «Жигулей». Это невероятное ощущение – передвигаться на машине с историей, держать огромный руль без гидроусилителя с пестрой советской оплеткой, чувствовать запах бензина в салоне, слышать звук мотора. А потом выходить и любоваться ее уникальным видом. Или смотреть из окна на офисную парковку, заставленную последними моделями черного цвета, и радоваться тому, как среди них играют на солнце хром и яркий цвет «коррида».
В январе 2018 года я с семьей вернулся в Германию и перегнал туда «Жигули». Получил документы и исторические номера, и, что удивительно, машина без разговоров прошла техосмотр. С тех пор я много путешествовал на ней по стране, и моя «трешка» ни разу не сломалась. Правда, она быстро греется на длинных подъемах – а у нас довольно гористая местность, – но, как мне сказали специалисты, это нормально. И весьма шустро бежит – чувствуется итальянский дух ранних «Жигулей».
Mercedes-Benz 250 CE
Вообще, старые автомобили, причем не важно, советские или немецкие – намного качественнее и надежнее современных, они как будто сделаны с большей любовью и вниманием к деталям. Я всегда любил «Мерседесы» 1960-80-х годов (довоенная техника меня абсолютно не привлекает). Во время одной из поездок домой в Германию я встретился с братом. К нему тогда приехал его знакомый на Mercedes-Benz 250 CE 1970 года, и я сразу понял, что это особенный автомобиль. Когда мы прощались, я в шутку бросил: «Надумаешь продавать, дай знать». И услышал в ответ: «Никогда в жизни, забудь!». И я забыл. Но ровно через месяц мне написал тот человек – он решил построить дом и продавал свой «Мерседес». Я в тот момент совершенно не был готов к покупке такого автомобиля – ни психологически, ни финансово. Но я хотел именно его, и сегодня очень рад, что тогда не стал искать другие варианты. Я взял кредит в банке и купил ту машину. С тех пор в каждую свою поездку домой к родным я переживал: а успею ли прокатиться на своем «Мерседесе», будет ли хорошая погода.
Позже у меня появился третий автомобиль, уже янгтаймер – Mercedes-Benz S124 300ТЕ-24 1991 года выпуска. Мне нужен был автомобиль для всей семьи (на «Жигулях» мы ездим без детей, поскольку на задних сиденьях нет ремней безопасности). Пока не было детей, мы брали малолитражки на прокат. А с детьми требовалась машина побольше, и я решил реализовать еще одну свою давнюю мечту – купить универсал.
Mercedes-Benz S124 300ТЕ-24
Конечно, я мог бы обойтись без этих автомобилей или ездить на каком-то одном. Но для меня они – хобби, как для кого-то конный спорт или гольф. К тому же я очень люблю старые вещи. У меня дома новая мебель скомбинирована со старой, есть коллекция старых немецких и советских игрушек. Из России я также привез много советского фарфора и граненых стаканов, этой посудой мы пользуемся каждый день. Эти вещи необязательно имеют какую-то ценность с точки зрения коллекционирования, но все они с историей. И пользоваться ими, понимая, что они старше тебя, – особенное удовольствие.
Фото: Ханнес Штокман